Уважаемые коллеги!
Важным элементом педагогической деятельности являются анализ и самоанализ своего занятия. Это — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести
Предлагаем Вашему вниманию варианты анализа логопедических занятий.
1.ПРИМЕРНАЯ СХЕМА анализа логопедического занятия
1. Тема занятия, его место в общей системе логопедического воздействия. Соответствие занятия этапу коррекционной работы, возрастным и речевым особенностям учеников.
2. Правильность постановки целей занятия, их комплексность и соответствие теме занятия.
3. Наглядно-дидактическое оформление занятия: качество используемого оборудования, адекватность выбора дидактического и речевого материала целям занятия.
4. Структура занятия: его основные этапы, их взаимосвязь и логическая последовательность. Соотношение времени, отведенного на групповую и индивидуальную работу, соотношение речевых (устных и письменных) и неречевых заданий. Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.
5. Анализ этапов занятия. Реализация принципов логопедического воздействия; соответствие выбранных методов и приемов задачам занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов, приемов, средств. Направленность каждого раздела на развитие неречевых психических функций и речевой функции. Контроль за речью детей.
6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии. Причины отклонений в деятельности и поведении детей.
7. Характеристика деятельности логопеда: знание материала занятия, манера поведения, владение собой и детским коллективом, проявление педагогического такта, доступность и четкость инструкций и вопросов логопеда, правильность, эмоциональность и выразительность его речи, соотношение речи учителя-логопеда и детей (ребенка).
8. Результативность занятия: достижение целей, выполнение плана, эффективность использованных методов, приемов, средств. Качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.
9. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других педагогов.
10. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия.
2.Схема анализа логопедического занятия
Ф.И.О. логопеда _________________________
Город (район)___ ДОУ №______ дата _______
Анализирующий _________________________
Цель посещения__________________________
Этап работы ____________________________
Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)
Тема __________________________________
Возраст, количество детей _________________
1. Место данного занятия в системе занятия по теме.
2. Место данной темы в общей системе логопедической работы.
3. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.
4. Анализ целей и задач занятия:
* правильность постановки;
* соответствие содержанию занятия;
* единство коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задач;
* способы постановки и доведения до детей (ребенка);
* степень достижения.
5. Анализ структуры и организации занятия:
— соответствие теме, цели, задачам;
* основные этапы, их логопедическая последовательность и взаимосвязь;
* четкость перехода от одного этапа к другому;
* целесообразность распределения времени между этапами занятия;
* наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;
* продолжительность занятия и его этапов;
* соответствие фактического хода занятия запланированному;
* отступления от конспекта, их причины.
6. Анализ этапов занятия:
* содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу;
* соответствие учебного материала программе, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей);
* адекватность выбора речевого материала задачам занятия;
* методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия;
* реализация дидактических принципов обучения;
* эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и ТСО;
* степень усвоения нового материала;
* подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка).
7. Оценка коррекционной направленности занятия:
* смена видов деятельности;
*своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;
*посильность речевого и дидактического материала;
*разнообразие, взаимосвязь, обоснованность выбора методов и приемов обучения;
* соответствие использован- и ных методов и приемов возможностям детей (ребенка);
* включение заданий с опорой на несколько анализаторов;
* индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
* доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда;
— упражнения на развитие общей и тонкой моторики.
8. Анализ работы и поведения детей на занятии:
* общая оценка работы группы (ребенка);
* активность детей (ребенка) в процессе занятия;
* устойчивость внимания в начале занятия и на основных этапах;
* особенности речевой и неречевой деятельности детей (ребенка);
* формирование у детей (ребенка) общеучебных и специальных умений и навыков;
* степень сформированности структуры деятельности;
* выполнение единых требований;
* качество выполнения заданий детьми (ребенком);
* умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях;
* степень овладения практическими навыками.
9. Личность логопеда:
* знание материала занятия;
* владение методами и приемами работы на занятии;
* осуществление коррекционных приемов обучения;
* умение использовать методические пособия;
* речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);
* соотношение речи логопеда и детей (ребенка);
* мастерство педагогического общения.
10. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим _
11. Результаты занятия:
* достижение цели, задач занятия;
* оптимальность обучающих действий логопеда;
* тенденции в речевом развитии и коррекции детей (ребенка);
* оценка занятия в соответствии с возможностями детей (ребенка);
* качество знаний, умений, навыков, полученных детьми (ребенком).
12. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов;
13. Недостатки занятия:
* диагностика причин;
* предложения по их устранению;
14. Общие выводы и предложения;
15. Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений.
Схема самоанализа логопедического занятия
1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.
2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.
3. Характеристика логопедом ребенка (группы).
4. Мотивировка отбора материала для данного занятия.
5. Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.
6. Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов
целям и содержанию занятия.
7. Удовлетворенность или неудовлетворенность логопеда занятием (его отдельными частями).
8. Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.
9. Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.
10. Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.
3.Анализ логопедического занятия.
ФИО логопеда______________________________________________________
город (район)_______________________________________________________
№ ДОУ______________________дата____________________________________
Этап работы________________________________________________________
Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)
Тема_______________________________________________________________
Возраст детей_______________________________________________________
Анализирующий_____________________________________________________
Цель посещения_____________________________________________________
Шкала оценки 1 балл — низкий уровень, 2 балла — средний уровень, 3 балла — высокий уровень
1. Анализ целей занятия
* соответствие целей занятия особенностям учебного материала; ______
* место данного занятия в системе занятий по теме;______
* уровень подготовленности группы (ребенка); ______
* постановка и доведение целей занятия до детей;_______
2. Степень достижения целей занятия
* образовательной;______
* коррещионно-развивающей; ______
* воспитательной;_______
3. Анализ структуры и организации занятия
* соответствие структуры занятия его целям продуманность выбора типа занятия, его структуры; ______
* логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия; ______
* целесообразность распределения времени между этапами занятия; _______
* рациональность выбора форм обучения; _______
* наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;_______
* оборудование занятия; _______
* рациональная организация работы логопеда и детей от простого к сложному;_____
4. Анализ содержания занятия
* соответствие содержания занятия требованиям государственных программ;_____
* полнота, достоверность доступность изложения; ______
* степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия; ______
* связь занятия с жизнью; ______
* подведение детей к восприятию новых знаний;______
* формирование новых понятий; ______
* актуализация опорных знаний; ______
* организация самостоятельной работы детей; _______
* характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей) ______
* инструкции и помощь логопеда; _______
* степень усвоения нового материала (эффективность); _____
* связь нового с ранее изученным; ______
* повторение (организация, формы приемы, объем);______
5. Оценка коррекционной направленности занятия
* развитие понимания речи; _______
* воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности; ______
* формирование практических навыков словообразования и слово изменения; _____
* формирование правильного произношения звуков; _______
* развитие фонематического слуха и восприятия; ________
* закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; ___
* контроль за внятностью и выразительностью речи; ______
* подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза; _____
* обучение самостоятельному высказыванию; ________
* усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении; ______
* включение заданий с опорой на несколько анализаторов; ______
* упражнения на развитие высших психических функций; ______
* упражнения на развитие общей и мелкой моторики;________
6. Анализ методики проведения занятия
* определение обоснованности и правильности отбора методов приемов и средств обучения; ______
* соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка); ______
* разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом; ______
* эмоциональность подачи материала; _______
* эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала;____
* оценка методической вооруженности и педтехники логопеда;_______
7. Анализ работы и поведения детей на занятии
* общая оценка работы группы (ребенка); _____
* внимание и прилежание; ______
* интерес к занятию; _______
* активность детей (ребенка);______
* формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков; ______
* выполнение единых требований; _______
* индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми; ______
* качество знаний, умений и навыков; ______
* глубина, осознанность и прочность знаний; ______
* умение детей применять знания в различных ситуациях; ______
* степень овладения практическими навыками; _______
* характер проверки знаний детей логопедом; _______
* работа над ошибочными ответами;_______
8. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия
* температурный режим; ______
* физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); _____
* освещение; _____
* предупреждение утомления и переутомления; ______
* смена видов деятельности; ______
* своевременное и качественное проведение физкультурных пауз; ______
* соблюдение правильной рабочей позы; _____
* соответствие мебели росту ребенка; ______
* создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания; _____
* посильность нагрузки речевого и дидактического материала; _____
* целесообразное ослабление напряженности в конце занятия;______
9. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим
10. Результаты занятия
* оптимальность обучающих действий логопеда; ______
* качество знаний, умений и навыков детей; ______
* тенденции в речевом развитии и коррекции детей;______
11. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов
12. Недостатки занятия
* диагностика причин; _____
* предложения по их устранению;______
13. Личность логопеда
* собранность и внимательность логопеда на занятии; _____
* самообладание и самоорганизация ; ______
* стиль и тон в работе; _______
* речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);_____
* соотношение речи логопеда и детей (ребенка); ______
* доброжелательное отношение к детям; _______
* соблюдение норм педагогической этики; ______
* мастерство педагогического общения;_______
14. Общие выводы и предложения
__________________________________________________________________
15.Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений_________________________________
Интерпретация полученных в ходе анализа данных
Сложите все баллы и сравните сумму с «ключом».
114 и менее баллов—низкий уровень проведения логопедического занятия.
При подготовке к занятию логопедом не были учтены возрастные, характерологические особенности и речевые возможности детей (ребенка).
Структура занятия однообразная. При отборе содержания, возможно, не учтены требования программы. В ходе занятия игнорировалась самостоятельная работа детей. Познавательная активность детей низкая. Индивидуальный подход не реализован. Отмечается нерациональный расход времени. Логопед отдает предпочтение словесному методу. Возможно игнорирование трудностей детей и непонимание причин их наличия, демонстрация обезличенного подхода (безразличие к внутреннему миру ребенка). Педагог не обнаружил твердых знаний. Наблюдалось механическое перенесение логопедом чужого опыта в свою работу, отсутствие четкой системы работы. Затрудняло проведение занятия несоблюдение санитарно-гигиенических норм.
• Чтобы преодолеть недостатки в организации и проведении такого логопедического занятия, педагогу стоит прислушаться к рекомендациям коллег и администрации, пройти стажировку у опытного логопеда, составить программу самообразования и систематически повышать уровень своей квалификации на курсах повышения квалификации.
145—200 баллов— средний уровень проведения логопедического занятия.
Возможно, при подготовке и проведении данного занятия были учтены речевые возможности не всех детей. Структура занятия и отбор содержания соответствуют требованиям программы обучения. Логопед продемонстрировал однообразные методы обучения и неумение отдельных детей работать по предложенным методам. Возможно, педагогу так и не удалось установить контакт с детьми (отдельным ребенком), несмотря на то что на занятии был создан благоприятный психологический климат. К концу занятия отмечается снижение познавательной активности детей. Для перевода детей к более деятельному состоянию логопед сочетает индивидуальную работу с фронтальной. Могли иметь место переоценка познавательных возможностей детей, невнимательное
выслушивание логопедом отвечающего ребенка. Эмоциональное поведение педагога на занятии способствует усвоению основных знаний и умений. На занятии были соблюдены основные требования к санитарно-гигиеническому режиму. Логопед работает по системе, пытается выработать собственный стиль работы.
Педагогу следует прислушаться к советам и замечаниям коллег и администрации, закрепить наиболее успешные моменты своей работы, целенаправленно работать по преодолению недостатков занятия через посещение занятий более опытных логопедов, чтение специальной литературы и повышение квалификации на курсах повышения квалификации.
201—252 балла— высокий уровень проведения логопедического занятия.
При постановке целей занятия и его планировании логопедом были учтены возрастные и характерологические особенности детей. Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции. Содержание занятия соответствует требованиям программы. Логопедом выработаны свой собственный стиль и система работы. На занятии представлено оптимальное чередование различных видов работы, сочетание индивидуальной работы с фронтальной. Творческое переосмысление логопедом методов, приемов и средств, обучение детей проходило соответственно складывающейся учебной ситуации. Разнообразие методов, занимательность изложения, богатство интонаций, выразительная мимика педагога способствовали росту интереса детей к занятию. Логопед умело и своевременно поощряет деятельность детей. Успешному проведению занятия способствуют оптимальные санитарно-гигиенические условия. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других логопедов. Этот перечень вариантов и вопросов, конечно, нельзя назвать исчерпывающим. На наш взгляд, возможно проведение анализа и самоанализа не по всем параметрам, а, например, по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, какую задачу ставит перед собой логопед. Важно только, чтобы самоанализ проходил сразу после занятия, под влиянием свежих впечатлений. Он лежит в основе начала подготовки к новому занятию.