Вторник, 17.06.2025, 13:37
Приветствую Вас, Гость
Скачать
Анализ и самоанализ логопедического занятия

Уважаемые коллеги!

Важным элементом педагогической деятельности являются анализ и самоанализ своего занятия. Это — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести

Предлагаем Вашему вниманию варианты анализа логопедических занятий.

1.ПРИМЕРНАЯ СХЕМА анализа логопедического занятия

1. Тема занятия, его место в общей системе логопедического воздействия. Соответствие занятия этапу коррекционной работы, возрастным и речевым особенностям учеников.

2. Правильность постановки целей занятия, их комплексность и соответствие теме занятия.

3. Наглядно-дидактическое оформление занятия: качество используемого оборудования, адекватность выбора дидактического и речевого материала целям занятия.

4. Структура занятия: его основные этапы, их взаимосвязь и логическая последовательность. Соотношение времени, отведенного на групповую и индивидуальную работу, соотношение речевых (устных и письменных) и неречевых заданий. Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.

5. Анализ этапов занятия. Реализация принципов логопедического воздействия; соответствие выбранных методов и приемов задачам занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов, приемов, средств. Направленность каждого раздела на развитие неречевых психических функций и речевой функции. Контроль за речью детей.

6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии. Причины отклонений в деятельности и поведении детей.

7. Характеристика деятельности логопеда: знание материала занятия, манера поведения, владение собой и детским коллективом, проявление педагогического такта, доступность и четкость инструкций и вопросов логопеда, правильность, эмоциональность и выразительность его речи, соотношение речи учителя-логопеда и детей (ребенка).

8. Результативность занятия: достижение целей, выполнение плана, эффективность использованных методов, приемов, средств. Качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.

9. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других педагогов.

10. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия.

2.Схема анализа логопедического занятия

Ф.И.О. логопеда _________________________

Город (район)___ ДОУ №______ дата _______

Анализирующий _________________________

Цель посещения__________________________

Этап работы ____________________________

Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

Тема __________________________________

Возраст, количество детей _________________

1. Место данного занятия в системе занятия по теме.

2. Место данной темы в общей системе логопедической работы.

3. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.

4. Анализ целей и задач занятия:

* правильность постановки;

* соответствие содержанию занятия;

* единство коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задач;

* способы постановки и доведения до детей (ребенка);

* степень достижения.

5. Анализ структуры и организации занятия:

— соответствие теме, цели, задачам;

* основные этапы, их логопедическая последовательность и взаимосвязь;

* четкость перехода от одного этапа к другому;

* целесообразность распределения времени между этапами занятия;

* наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;

* продолжительность занятия и его этапов;

* соответствие фактического хода занятия запланированному;

* отступления от конспекта, их причины.

6. Анализ этапов занятия:

* содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу;

* соответствие учебного материала программе, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей);

* адекватность выбора речевого материала задачам занятия;

* методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия;

* реализация дидактических принципов обучения;

* эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и ТСО;

* степень усвоения нового материала;

* подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка).

7. Оценка коррекционной направленности занятия:

* смена видов деятельности;

*своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;

*посильность речевого и дидактического материала;

*разнообразие, взаимосвязь, обоснованность выбора методов и приемов обучения;

* соответствие использован- и ных методов и приемов возможностям детей (ребенка);

* включение заданий с опорой на несколько анализаторов;

* индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;

* доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда;

— упражнения на развитие общей и тонкой моторики.

8. Анализ работы и поведения детей на занятии:

* общая оценка работы группы (ребенка);

* активность детей (ребенка) в процессе занятия;

* устойчивость внимания в начале занятия и на основных этапах;

* особенности речевой и неречевой деятельности детей (ребенка);

* формирование у детей (ребенка) общеучебных и специальных умений и навыков;

* степень сформированности структуры деятельности;

* выполнение единых требований;

* качество выполнения заданий детьми (ребенком);

* умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях;

* степень овладения практическими навыками.

9. Личность логопеда:

* знание материала занятия;

* владение методами и приемами работы на занятии;

* осуществление коррекционных приемов обучения;

* умение использовать методические пособия;

* речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);

* соотношение речи логопеда и детей (ребенка);

* мастерство педагогического общения.

10. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим _

11. Результаты занятия:

* достижение цели, задач занятия;

* оптимальность обучающих действий логопеда;

* тенденции в речевом развитии и коррекции детей (ребенка);

* оценка занятия в соответствии с возможностями детей (ребенка);

* качество знаний, умений, навыков, полученных детьми (ребенком).

12. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов;

13. Недостатки занятия:

* диагностика причин;

* предложения по их устранению;

14. Общие выводы и предложения;

15. Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений.

Схема самоанализа логопедического занятия

1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.

2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.

3. Характеристика логопедом ребенка (группы).

4. Мотивировка отбора материала для данного занятия.

5. Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.

6. Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов

целям и содержанию занятия.

7. Удовлетворенность или неудовлетворенность логопеда занятием (его отдельными частями).

8. Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.

9. Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.

10. Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.

3.Анализ логопедического занятия.

ФИО логопеда______________________________________________________

город (район)_______________________________________________________

№ ДОУ______________________дата____________________________________

Этап работы________________________________________________________

Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

Тема_______________________________________________________________

Возраст детей_______________________________________________________

Анализирующий_____________________________________________________

Цель посещения_____________________________________________________

Шкала оценки 1 балл — низкий уровень, 2 балла — средний уровень, 3 балла — высокий уровень

1. Анализ целей занятия

* соответствие целей занятия особенностям учебного материала; ______

* место данного занятия в системе занятий по теме;______

* уровень подготовленности группы (ребенка); ______

* постановка и доведение целей занятия до детей;_______

2. Степень достижения целей занятия

* образовательной;______

* коррещионно-развивающей; ______

* воспитательной;_______

3. Анализ структуры и организации занятия

* соответствие структуры занятия его целям продуманность выбора типа занятия, его структуры; ______

* логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия; ______

* целесообразность распределения времени между этапами занятия; _______

* рациональность выбора форм обучения; _______

* наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;_______

* оборудование занятия; _______

* рациональная организация работы логопеда и детей от простого к сложному;_____

4. Анализ содержания занятия

* соответствие содержания занятия требованиям государственных программ;_____

* полнота, достоверность доступность изложения; ______

* степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия; ______

* связь занятия с жизнью; ______

* подведение детей к восприятию новых знаний;______

* формирование новых понятий; ______

* актуализация опорных знаний; ______

* организация самостоятельной работы детей; _______

* характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей) ______

* инструкции и помощь логопеда; _______

* степень усвоения нового материала (эффективность); _____

* связь нового с ранее изученным; ______

* повторение (организация, формы приемы, объем);______

5. Оценка коррекционной направленности занятия

* развитие понимания речи; _______

* воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности; ______

* формирование практических навыков словообразования и слово изменения; _____

* формирование правильного произношения звуков; _______

* развитие фонематического слуха и восприятия; ________

* закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; ___

* контроль за внятностью и выразительностью речи; ______

* подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза; _____

* обучение самостоятельному высказыванию; ________

* усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении; ______

* включение заданий с опорой на несколько анализаторов; ______

* упражнения на развитие высших психических функций; ______

* упражнения на развитие общей и мелкой моторики;________

6. Анализ методики проведения занятия

* определение обоснованности и правильности отбора методов приемов и средств обучения; ______

* соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка); ______

* разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом; ______

* эмоциональность подачи материала; _______

* эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала;____

* оценка методической вооруженности и педтехники логопеда;_______

7. Анализ работы и поведения детей на занятии

* общая оценка работы группы (ребенка); _____

* внимание и прилежание; ______

* интерес к занятию; _______

* активность детей (ребенка);______

* формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков; ______

* выполнение единых требований; _______

* индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми; ______

* качество знаний, умений и навыков; ______

* глубина, осознанность и прочность знаний; ______

* умение детей применять знания в различных ситуациях; ______

* степень овладения практическими навыками; _______

* характер проверки знаний детей логопедом; _______

* работа над ошибочными ответами;_______

8. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия

* температурный режим; ______

* физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); _____

* освещение; _____

* предупреждение утомления и переутомления; ______

* смена видов деятельности; ______

* своевременное и качественное проведение физкультурных пауз; ______

* соблюдение правильной рабочей позы; _____

* соответствие мебели росту ребенка; ______

* создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания; _____

* посильность нагрузки речевого и дидактического материала; _____

* целесообразное ослабление напряженности в конце занятия;______

9. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим

10. Результаты занятия

* оптимальность обучающих действий логопеда; ______

* качество знаний, умений и навыков детей; ______

* тенденции в речевом развитии и коррекции детей;______

11. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов

12. Недостатки занятия

* диагностика причин; _____

* предложения по их устранению;______

13. Личность логопеда

* собранность и внимательность логопеда на занятии; _____

* самообладание и самоорганизация ; ______

* стиль и тон в работе; _______

* речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);_____

* соотношение речи логопеда и детей (ребенка); ______

* доброжелательное отношение к детям; _______

* соблюдение норм педагогической этики; ______

* мастерство педагогического общения;_______

14. Общие выводы и предложения

__________________________________________________________________

15.Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений_________________________________

Интерпретация полученных в ходе анализа данных

Сложите все баллы и сравните сумму с «ключом».

114 и менее баллов—низкий уровень проведения логопедического занятия.

При подготовке к занятию логопедом не были учтены возрастные, характерологические особенности и речевые возможности детей (ребенка).

Структура занятия однообразная. При отборе содержания, возможно, не учтены требования программы. В ходе занятия игнорировалась самостоятельная работа детей. Познавательная активность детей низкая. Индивидуальный подход не реализован. Отмечается нерациональный расход времени. Логопед отдает предпочтение словесному методу. Возможно игнорирование трудностей детей и непонимание причин их наличия, демонстрация обезличенного подхода (безразличие к внутреннему миру ребенка). Педагог не обнаружил твердых знаний. Наблюдалось механическое перенесение логопедом чужого опыта в свою работу, отсутствие четкой системы работы. Затрудняло проведение занятия несоблюдение санитарно-гигиенических норм.

• Чтобы преодолеть недостатки в организации и проведении такого логопедического занятия, педагогу стоит прислушаться к рекомендациям коллег и администрации, пройти стажировку у опытного логопеда, составить программу самообразования и систематически повышать уровень своей квалификации на курсах повышения квалификации.

145—200 баллов— средний уровень проведения логопедического занятия.

Возможно, при подготовке и проведении данного занятия были учтены речевые возможности не всех детей. Структура занятия и отбор содержания соответствуют требованиям программы обучения. Логопед продемонстрировал однообразные методы обучения и неумение отдельных детей работать по предложенным методам. Возможно, педагогу так и не удалось установить контакт с детьми (отдельным ребенком), несмотря на то что на занятии был создан благоприятный психологический климат. К концу занятия отмечается снижение познавательной активности детей. Для перевода детей к более деятельному состоянию логопед сочетает индивидуальную работу с фронтальной. Могли иметь место переоценка познавательных возможностей детей, невнимательное

выслушивание логопедом отвечающего ребенка. Эмоциональное поведение педагога на занятии способствует усвоению основных знаний и умений. На занятии были соблюдены основные требования к санитарно-гигиеническому режиму. Логопед работает по системе, пытается выработать собственный стиль работы.

Педагогу следует прислушаться к советам и замечаниям коллег и администрации, закрепить наиболее успешные моменты своей работы, целенаправленно работать по преодолению недостатков занятия через посещение занятий более опытных логопедов, чтение специальной литературы и повышение квалификации на курсах повышения квалификации.

201—252 балла— высокий уровень проведения логопедического занятия.

При постановке целей занятия и его планировании логопедом были учтены возрастные и характерологические особенности детей. Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции. Содержание занятия соответствует требованиям программы. Логопедом выработаны свой собственный стиль и система работы. На занятии представлено оптимальное чередование различных видов работы, сочетание индивидуальной работы с фронтальной. Творческое переосмысление логопедом методов, приемов и средств, обучение детей проходило соответственно складывающейся учебной ситуации. Разнообразие методов, занимательность изложения, богатство интонаций, выразительная мимика педагога способствовали росту интереса детей к занятию. Логопед умело и своевременно поощряет деятельность детей. Успешному проведению занятия способствуют оптимальные санитарно-гигиенические условия. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других логопедов. Этот перечень вариантов и вопросов, конечно, нельзя назвать исчерпывающим. На наш взгляд, возможно проведение анализа и самоанализа не по всем параметрам, а, например, по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, какую задачу ставит перед собой логопед. Важно только, чтобы самоанализ проходил сразу после занятия, под влиянием свежих впечатлений. Он лежит в основе начала подготовки к новому занятию.