Р. М.Халикова, Г.Г. Галкина
Щёлково, Россия
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ.
Khalikova R., Galkina G.
ON THE MAIN DIRECTIONS OF THE COMPLEX BEHAVIOR OF CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT DISORDER AND HYPERACTIVITY.
Аннотация.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. В статье рассматриваются причины возникновения гиперактивности, описаны направления комплексной коррекции поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, даны рекомендации специалистов ПМПК Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, школьная дезадаптация, ПМПК, ПМПк, психолого-медико-педагогическое сопровождение.
Abstract. Attention deficit hyperactivity disorder is one of the most frequent causes of treatment for psychological help to the children's age. The article examines the causes of hyperactivity disorder, describes the direction of the complex behavior of children with attention deficit disorder and hyperactivity, recommendations of specialists PMPC. Key words: attention deficit hyperactivity disorder, school disadaptation, PMPC, PMPC, psychological-medical-pedagogical support.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (attention deficit hyperactivity disorder), именуемый также гиперкинетическим расстройством, наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и/или концентрировать внимание. Распространенность СДВГ в детской популяции по данным разных авторов и составляет от 4% до 9,5%, а по некоторым данным даже 21-24%% (Халецкая О.В., Трошин В.М.,1998 Заваденко Н.Н.,2000).
СДВГ был впервые описан доктором Генрихом Хоффманом в 1845 году. Врач, автор книг по медицине и психиатрии, доктор Хоффман был к тому же поэтом. В его "Истории неугомонного Филиппа" точно описывался маленький мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. В 1902 году Джордж Ф. Стилл опубликовал серию лекций в Англии, в которых описывалась группа импульсивных детей со значительными проблемами, связанными с генетической дисфункцией, а не с плохим воспитанием ребенка – детей, которым сегодня ставят диагноз СДВГ [6].
СДВГ можно рассматривать как следствие органического повреждения мозга и как самостоятельный психопатологический синдром, наиболее ярко проявляющийся в недостаточности функций внимания. Исследователи СДВГ с точки зрения мозговых механизмов связывают недоразвитие внимания с нарушениями функционирования правого полушария, с незрелостью или дефицитарностью лобной коры мозга или с дисфункциями подкорковых структур (например, стволовых) [4].
Вариативность СДВГ и сходных с ним состояний с нейропсихологической точки зрения рассматривается следующим образом:
* СДВГ, вызванный недостаточностью работы подкорковых структур мозга, вследствие их поражения на разных возрастных этапах (вплоть до пренатального). Это наиболее распространенный вариант синдрома. Вторично неразвитыми становятся лобные доли. На первом плане выступают симптомы истощаемости и, отвлекаемости.
* СДВГ, вызванный недостаточностью работы подкорковых структур мозга и глубинных отделов лобной области. На первом плане - недостаточность внимания сопровождается эмоциональной лабильностью и незрелостью, нарушением коммуникации.
* СДВГ, вызванный первичной недостаточностью лобных долей головного мозга. На первый план выступает дефицит произвольного внимания.
В практической работе в образовательном учреждении специалисты и педагоги сталкиваются с детьми, имеющими на момент поступления в дошкольное или школьное учреждение поставленный медиками диагноз – СДВГ, а также с детьми, страдающими от сходных состояний (но не квалифицированных врачом). Эти сходные состояния могут проявляться как изолированные симптомы гиперактивности, импульсивности, расторможенности или дефицита внимания, которые препятствуют адаптации ученика в классе и нарушают процесс его обучения. При начале систематического обучения возникают трудности в освоении письма, чтения и счета. На фоне учебных трудностей и, нередко, отставании в развитии социальных навыков возникает школьная дезадаптация и различные невротические расстройства.
В период школьного обучения дети с СДВГ и сходными состояниями проявляют школьную дезадаптацию в виде:
* Неуспешности в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка.
* Постоянных нарушений эмоционально-личностного отношения к уроку, педагогу и себе как ученику.
* Систематических повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде.
Ребенка с СДВГ ждут впереди трудные, но не непреодолимые задачи. Основная нагрузка в определении и преодолении СДВГ ложится на педагогов дошкольных и школьных учреждений, на специалистов ПМПК и ПМПк.
Для определения групп детей, имеющих СДВГ и сходные состояния специалистам ПМПК целесообразно опираться на разработанные в медицине критерии оценки разных форм гиперактивности. При этом следует выявить оценку состояния ребенка глазами родителей и объективную оценку специалистов и педагога посредством специального наблюдения-опроса, структурированного в анкету. [2].
Для сбора анамнестических данных и выявления причин СДВГ необходимо проводить:
* анализ медицинской карты и медицинских заключений на обучающегося;
* сбор истории развития ребенка с помощью анамнестической анкеты, заполняемой со слов родителей
Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с СДВГ и сходными состояниями должно быть построено на принципах сохранения, укрепления и развития здоровья, направлено на развитие здорового образа жизни.
Комплексная коррекционная работа специалистов ПМПк включает в себя следующие направления :
* Психологическая коррекция.
* Дефектологическая коррекция.
* Логопедическая коррекция
В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснить взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.
Специалистами Щёлковской районной ПМПК предлагаются следующие рекомендации учителю для работы на уроке. Рекомендации всегда индивидуальны, при этом присутствует ряд общих моментов:
* Создавайте на уроках и во внеучебной деятельности ситуацию успеха, способствующую повышению самооценки школьника, посредством одобрения продуктивной работы, указания на хорошо выполненную часть
задания и т.п. При этом необходимо оставаться объективным в оценке конечного результата работы, выставлении отметки.
* Поощряйте и чаще хвалите ребенка. Употребляйте позитивную модель поведения..Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью более других нуждаются в похвале.
* Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте дополнительные средства - планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком. Необходимо учить школьника ориентировки в задании, планированию предстоящих действий, требовать от него словесного отчета о проделанной работе. Развивать навык самоконтроля.
* Дозируйте предъявляемую ученику помощь и внешний контроль, осуществляя постепенный переход от работы под контролем взрослого к самостоятельной работе.
* Обеспечьте для ученика с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью возможность быстрого обращения за помощью. Выполняя задание, такие дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу.
* При переходе с одного вида деятельности к другому переключайте внимание ребенка специальными приемами.
* При каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность.
* Обеспечьте для ребенка индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через 20-минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса. Некоторые дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью лучше концентрируют внимание, одевая наушники.
* Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить.
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
* Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку.
* Изменение психологического микроклимата в семье.
* Организация режима дня и места для занятий.
* Специальная поведенческая программа.
Дети, страдающие СДВГ, нуждаются в организационной помощи. Им необходимы:
* Расписание. Организуйте одинаковый распорядок на каждый день с момента пробуждения до отхода ко сну. В расписании должно отводиться время на домашние задания и игры (в том числе прогулки на открытом воздухе и домашние занятия вроде компьютерных игр). Повесьте это расписание на дверце холодильника или на стенде на кухне. Если в расписание нужно внести изменения, внесите их как можно раньше.
* Приведите в порядок все предметы первой необходимости. Для всего должно быть выделено свое место, и все должно храниться на своих местах. Это относится к одежде, рюкзакам и школьным принадлежностям. Необходимо использовать дневники для контроля выполнения домашних заданий. Подчеркните важность записи заданий и наличия дома всех необходимых книг.
* Детям с СДВГ нужна последовательная система правил, понятных и неукоснительных. Если дети выполняют эти правила, давайте им маленькие вознаграждения. Детей с СДВГ часто критикуют, и они уже ждут критики. Старайтесь найти примеры хорошего поведения вашего ребенка и похвалите за него.
Мы считаем необходимым поиск критериев диагностики и коррекции СДВГ в дошкольном и младшем школьном возрасте для своевременного выявления и коррекции отклонений, стимуляции развития незрелых высших мозговых функций. Как можно более ранняя диагностика этого состояния и соответствующее лечение способствуют развитию ребенка, помогают ему реализовать его умения и способности в сфере учебы, добиться успехов в соответствии с его природным потенциалом и вырасти полноценным членом общества. Литература
** Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М: Медпрактика , 2002
** Вильшанская А.Д. Прилуцкая М.И. Программа работы специалистов общеобразовательной школы с учащимися с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. М, 2011
** Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: Учебное пособие. М: Академия, 2005
** Лютова Е.К.,Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2002
** Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003
** Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальные мозговые дисфункции в детском возрасте. Н. Новгород, 1995